Среди огромного количества монет, как участвующих в современном обращении, так и давно вышедших из него, нередко попадаются фальшивые и поддельные. Из них фальшивыми называют те, которые изготовлены для использования в обращении как средства платежа, а поддельными - изготовленные для других нужд, чаще всего для обмана коллекционеров. И от тех и от других следует отличать копии (продавцы обычно называют их новоделами, хотя к «настоящим» новоделам они не имеют никакого отношения), изготавливаемые различными умельцами с целью «затыкания дыр» в коллекциях при невозможности приобретения редкой или дорогой монеты. Иногда такие копии, особенно если они изготовлены на высоком уровне, в последующем используются для попытки обмана коллекционеров. Из всего этого наиболее опасными являются поддельные, поскольку они изготовлены специально для обмана коллекционеров, то есть нас с Вами, поэтому на них стоит остановиться подробнее. Основными способами изготовления подделок являются:
Литьё под давлением, когда «монета» отливается в специальную форму. Так обычно делают подделки редких типов монет. Отличить такие подделки обычно несложно по литьевым раковинам, следам доработки этих раковин штихелем, несоответствию диаметра или толщины (при литье неизбежна усадка металла в процессе остывания, что делает очень трудным точный подбор размеров и веса), плохому звону при прослушивании и часто плохо сделанному оформлению гурта. Однако иногда попадаются достаточно хорошо изготовленные подделки, которые с первого взгляда не всегда удаётся отличить.
«Исправление» отдельных элементов на рядовых подлинных монетах, делающие их «редкостью». Обычно «исправляют» цифры даты, инициалы минцмейстеров, обозначение монетных дворов и другие детали. Отличают такие подделки по следам работы гравёра или по несоответствию подлиннику других элементов оформления монеты. В ряде случаев это тоже бывает затруднительно, поэтому для распознавания хорошо изготовленных подделок необходимо как можно лучше изучить предмет, по возможности сравнивая с заведомым подлинником или фотографией.
Чеканка вновь изготовленными штемпелями. Так чаще всего «делают» наиболее редкие монеты, поскольку изготовление более или менее точных копий штемпелей весьма трудоёмко и недёшево. Штемпеля для подделок этого типа часто изготавливают с применением современного оборудования, поэтому отличать их достаточно трудно, а может быть и не всегда возможно. При этом особое внимание следует обращать на соответствие мелких деталей (там, где это возможно в принципе, например на памятных монетах XIX-XX веков, для монет XVIII века такое сравнение неприменимо ввиду огромного количества поштемпельных разновидностей на подлинных монетах этого периода). Особенное внимание следует обращать на оформление гурта, поскольку часто несоответствие обнаруживается именно здесь. Для выявления подделок монет из драгоценных металлов большую роль может сыграть определение пробы сплава, из которого изготовлена изучаемая монета, поскольку именно этот показатель довольно точно выдерживался на монетных дворах, в то время, как подделыватели обычно используют близкие по пробе сплавы из имеющихся в наличии. Наиболее точно и без повреждения монеты пробу можно рассчитать после определения плотности металла методом гидростатического взвешивания. Метод гидростатического взвешивания заключается во взвешивании монеты в воздухе и погруженной в воду. Разница этих весов в граммах с достаточной точностью численно равна объёму монеты в см3. Необходимо оговориться, что этот метод применим только для двухкомпонентных сплавов, поскольку при наличии третьего компонента определение плотности сплава не позволяет определять пробу. Наиболее простой способ взвешивания в воде подробно описан в статье В.В. Узденикова «Определение пробы сплава золотых и серебряных российских монет XVIII - начала XX века». Ему же принадлежит приоритет использования этого метода при практическом определении пробы монет, хотя метод был предложен ещё в древности Архимедом в известной задаче о короне.
Изготовление или покрытие с помощью гальванических методов. Таким образом делают гальванокопии и подделки редких монет, ошибочно чеканенных не в своём металле. Гальванокопии обычно отличаются по особой фактуре поверхности, сильно отличающемуся весу и следам соединения половинок на гурте. Иногда они выполнены так хорошо, что отличить их от подлинных бывает непросто. Гальванокопии никогда не «звенят» так, как подлинные монеты, их «звон», если он вообще есть, гораздо глуше. Покрытые «не своим» металлом подделки выявляются по несоответствию веса, часто неправильному цвету покрытия и путём осторожного надреза между зубчиками гуртовой насечки по разнице цвета металла в месте надреза. Такие подделки следует отличать от бракованных подлинных монет, пережжённых в процессе технологической операции отжига монетных заготовок после вырубки их из листа для повышения пластичности металла. У последних изменение цвета при надрезе идёт равномерно, в то время, как у подделок есть резкая граница между слоями.
Необходимо добавить, что и подлинные монеты не всегда «звенят» хорошо. Это, в первую очередь, связано с нарушением структуры металла при поверхностном или внутреннем растрескивании при чеканке, с плохим качеством монетных заготовок (особенно часто это присуще серебряным монетам первой половины XVIII века, где нередко визуально заметны трещины и слоения). Плохо «звенят» деформированные монеты. Часто монеты теряют звон в результате термического воздействия. Иногда отсутствие звона объяснить трудно. Поэтому данный признак не может быть однозначно определяющим при оценке подлинности, хотя отсутствие «звона» или глухое звучание определённо должно настораживать.
По материалам: You are not allowed to view links.
Register or
Login