От составителя популярного еврокаталога Gerhard Schön поступило изображение монеты Сан-Марино "Джотто ди Бондоне".
На новой монете будет изображён портрет художника работы неизвестного мастера XVI века.
Добрый день, Артём. Вот согласитесь со мной, что прослеживается абсолютная разница в визуальной динамике восприятия одного и того же человека в скульптурном изображении и изображении на холсте. На картине Джотто похож на женщину, причём с детства с больной худобой и скорее всего малокровную и как мне кажется местами даже склонной к припадкам падучей. А вот про скульптуру, что расположенна возле Уффицио во Флоренции такого уже не скажешь. Там виден надменный, серьёзный мужчина, знающий собственный вес в окружающем обществе. И вот в этой скульптуре он мне нравится больше.
Восхищаясь работами старых мастеров мы никогда не задумываемся о прозе жизни тех времён. Условия работы были просто адскими. Краски тогда делались из натуральных компонентов. Фактически все художники были отравлены хлоридом ртути, кадмием, серой, медным купоросом. Роспись фресок по сырой штукатурке просто обязывала купоросить стену в тёплом климате Италии, иначе мгновенно появлялась плесень. Грунтовали белилами с цинком и свинцом. В книге Дживелегова "Микельанджело" читал, как происходила роспись потолка Сикстинской капеллы. После этой работы Микеланджело заработал артрит, сколиоз, инфекцию ушей. На лицо капала краска и масло от лампы, медный купорос. Скульпторы страдали силикозом лёгких от каменной пыли и коньюктивитом. Для золочения куполов вообще нанимали одноразовых мастеров, т.к. после выпаривания амальгамы они быстро умирали. Мастера-литейщики были сплошь инвалиды, ведь основные деньги давали заказы по изготовлению колоколов, и конечно, пушек и мортир. А при испытании их часто разрывало.
Вероятно, мы видим на картине несчастного человека с явными признаками отравления и гормональными нарушениями. На лице нет растительности, похоже нет даже бровей. Отсутствие бороды и усов для того времени редкость, т.к. даже монархи на монетах вплоть до 20 века сплошь усатые-бородатые, и это при наличии штата цирюльников. Волос на голове похоже тоже нет, хотя многие в те времена брили голову наголо, даже женщины, из-за повсеместного педикулёза.
Вот, есть такая информация.
В Италии опубликованы результаты исследования останков, обнаруженных 30 лет назад под старым собором во Флоренции. В течение долгих лет скелет не был идентифицирован. И вот теперь благодаря использованию новейших технологий ученые пришли к выводу, что останки принадлежат великому художнику эпохи Возрождения Джотто ди Бондоне, который скончался в 1337 году в возрасте 70 лет.
Реконструированное по останкам изображение Джотто совпадает с его автопортретом, а также соответствует описанию его друга и современника -- великого поэта Петрарки. В ходе исследования группа итальянских ученых, возглавляемая Франческо Малленьи, выяснила, что в костях содержится большое количество мышьяка, свинца и прочих веществ, которые входили в состав красок, используемых художником. По строению зубов специалисты заключили, что во время рисования Джотто любил держать кисть во рту. Также ученые установили, что художник хромал на левую ногу и был очень маленького роста -- почти карликом.
Портретов Джотто не осталось, ему было не положено. Автопортреты еще не писали (кроме только автопортрета Джотто на фреске Страшного Суда в Падуе). Есть только литературное описание Боккаччо и Вазари. Они свидетельствуют, что Джотто не был хорош собой, но был весел и обаятелен в общении.
Вот и попробуй, сделать вывод где правда, а где вымысел.