По информации, взятой мной с сайта Министерства обороны Российской Федерации, а именно отдела Энциклопедия:
Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич, [9(20).09.1778, мыза Пилгузе Эзельского у-да, Лифляндской губ. – 13(25).01.1852, Кронштадт], российский мореплаватель, адмирал (1843). Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился в семье остзейских немецких дворян в усадьбе Лахетагузе. Эту землю на острове Эзель за 200 лет до рождения будущего адмирала епископ Курляндский и глава Эзель-Викской епархии Иоганн Мюнхаузен подарил его предку – переселенцу из Любека Генриху Беллингсгаузену. В 1661 г. шведская королева, в то время владевшая островом, удостоила одного из Беллингсгаузенов баронского титула, сохранившегося и с переходом этого рода в российское подданство после Северной войны 1700–1721 гг. Детство мальчика, наречённого при крещении в лютеранской церкви Фабианом Готтлибом Таддеусом фон Беллингсгаузеном, прошло в родовой усадьбе и городе Аренсбург на берегу Финского залива под шум балтийских волн. Это во многом предопределило его жизненный выбор. Позднее Беллинсгаузен сравнивал свою тягу к морюс неспособностью рыбы жить без воды. В 10-летнем возрасте он, лишившийся отца, был определён в Морской кадетский корпус, находившийся в Кронштадте. Не имея в Кронштадте ни родственников, ни знакомых, он сумел за короткое время выучить русский язык и при выпуске из корпуса уже владел им как родным. В корпусе его стали именовать Фаддеем Фаддеевичем, из фамилии для облегчения её произношения исключили первую букву «г», а немецкую дворянскую приставку к фамилии «фон» он никогда и сам не использовал...
...в мае 1819 г. Беллинсгаузен был отозван в Санкт-Петербург в Морское министерство. За два месяца до этого император Александр I приказал снарядить два отряда кораблей: один – в Северный Ледовитый океан, другой – «для осмотра той части Южного полярного океана, в котором никто ещё не бывал, а в местах, уже открытых другими мореплавателями, проверить сделанные ими исследования». Кроме того, экспедиции предписывалось двигаться, «употребив всевозможное старание и величайшее усилие …сколько можно ближе к южному полюсу, отыскивая неизвестные земли и не оставив сего предприятия, иначе как при непреодолимых препятствиях». Возглавить «южный» отряд, включавший шлюпы «Восток» и «Мирный», должен был капитан 1 ранга М.И. Ратманов. Но Макар Иванович незадолго до этого попал в кораблекрушение у мыса Скаген, в результате чего у него обострилась болезнь глаз. Боясь ослепнуть, Ратманов предложил вместо себя Беллинсгаузена, которого знал по кругосветному плаванию на «Надежде». Ратманова поддержал и Крузенштерн, считавший, что «наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина (капитан 2 ранга Василий Михайлович Головнин, имевший опыт руководства двумя кругосветными плаваниями), сравняться с Беллинсгаузеном».
Так капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен возглавил антарктическую экспедицию, вступив в командование шлюпом «Восток». На тот момент ему исполнилось 40 лет, а за плечами был почти 25-летний морской опыт. Для подготовки к плаванию у Беллинсгаузена было значительно меньше времени, чем у командира «Мирного» лейтенанта М.П. Лазарева – будущего адмирала и командующего Черноморским флотом. Но опыт, полученный под руководством И.Ф. Крузенштерна, помог Фаддею Фаддеевичу в короткие сроки сформировать экипаж и укомплектовать шлюп. Особое внимание руководитель экспедиции уделил запасу разнообразных противоцинготных средств, среди которых были хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. С учётом климатических условий были запасены ром и красное вино. Ром предполагалось использовать в антарктических областях, а красное вино – добавлять в питьевую воду
в тропиках. В результате никаких серьезных заболеваний среди членов экипажа не наблюдалось.
4(16) июля 1819 г. корабли вышли из Кронштадта, взяв курс на датский Копенгаген, затем к берегам Англии. В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты. На рейде моряки с великой радостью увидели шлюп «Камчатка» капитана 2 ранга В.М. Головнина, возвращавшийся из кругосветного плавания. Незадолго до выхода в море состоялась ещё одна радостная встреча: с моряками судна «Кутузов» под командой капитан-лейтенанта Леонтия Андриановича Гагемейстера. Они также возвращались из кругосветного плавания.
В начале осени при попутном ветре «Восток» и «Мирный» взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Четырёхмесячное плавание, несмотря на несколько серьезных штормов, изрядно потрепавших шлюпы, прошло успешно, и 2(14) ноября они вошли в бразильский порт Рио-де-Жанейро. После короткого отдыха и пополнения провизии корабли пошли на юг. Вскоре были открыты три неизвестных ранее острова, два из них назвали именами офицеров «Востока» – Заводовского и Лескова, а третий – Высоким. Островам было дано и общее название островов маркиза де Траверсе, тогдашнего морского министра России. Продвигаясь всё дальше на юг, корабли вскоре снова наткнулись на небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к Сандвичевым островам, открытым английским исследователем Джеймсом Куком. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте. Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.
Ещё в 1770-х годах Кук, дойдя до ледяных полей южных морей, заявил, что дальше пути нет. Русские решили продолжать идти на юг, лавируя между ледяными горами – айсбергами (их лёд использовали для получения пресной воды). Офицер шлюпа «Мирный» мичман П.М. Новосильский сделал такую запись: «Не слишком приятно предпринимать и обыкновенное плавание на шлюпе с течью, тем более можно бы призадуматься идти на таком судне в южные льды, где можно ожидать жестоких бурь и почти неизбежных о льды ударов, но бесстрашного капитана Беллинсгаузена ничто поколебать не может, он отважно пускается под полюс с ненадежным шлюпом!».
Беллинсгаузен следовал тому принципу, что «отважность иногда ведёт к успехам». Результаты оказались сенсационными. 16(28) января 1820 г. экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней на 20 миль (на южной широте 69°25' и западной долготе 2°10'). Если бы не плохая видимость, то говорить об открытии южного материка можно было бы без малейших сомнений. И хотя в своем первом донесении Беллинсгаузен не выражает твёрдой уверенности, что видел именно землю, этот день считается датой открытия Антарктиды. 21 января (2 февраля) Беллинсгаузен вторично рассмотрел ледяные берега. Спустя две недели экспедиция подошла почти вплотную к ледяному массиву. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву сделать вывод, что перед ними находится ледяной материк. Корабли Беллинсгаузена и Лазарева шесть раз пересекали Южный полярный круг и четыре раза практически вплотную подошли к новому континенту, который обошли по кругу. Они обследовали большие акватории, в общих чертах охарактеризовали климат, впервые описали и классифицировали антарктические льды.
О погодных условиях, в которых проходило плавание, свидетельствует запись за 9(21) марта 1820 г., в изданном Беллинсгаузеном в 1831 г. труде «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света…»: «Ветер ревел; волны поднимались до высоты необыкновенной; море с воздухом как будто смешалось, треск частей шлюпа заглушал всё. Мы остались совершенно без парусов, на произвол свирепствующей бури… Одну льдину пронесло под кормою, а другая находилась прямо против средины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать; по счастию, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на несколько сажен и пронесла у самого подветренного штульца (боковая пристройка на корме корабля). Льдина сия могла проломить борт или отломить руслень и свалить мачты».
В ходе плавания были открыты 29 островов, на морских картах в антарктической зоне, Океании и Южной Полинезии появились имена Анненкова, Петра I, Александра I, Суворова, Беллинсгаузена, Лазарева и других. Острова Аракчеева, Барклая-де-Толли, Ермолова, князя Голенищева-Кутузова, князя Волконского, генерала Раевского, графа Остен-Сакена, адмирала Чичагова и других получили общее название островов Россиян (часть архипелага Туамоту). Многие из них со временем были переименованы, но славу первооткрывателей никто не оспаривал.
24 июля (5 августа) 1821 г. шлюпы вернулись в Кронштадт. Император и Морское министерство высоко оценили результаты экспедиции, продолжавшейся более двух лет. Беллинсгаузен был произведён в капитаны 1 ранга, через два месяца он стал капитан-командором. «За беспорочную выслугу в офицерских чинах, 18-ть шестимесячных морских кампаний» он был награждён орденами Святого Владимира 3-й степени, Святого Георгия 4-го класса и пенсией в 1200 руб. В 1831 г., кроме упомянутого выше труда, Ф.Ф. Беллинсгаузеном совместно с художником экспедиции Павлом Николаевичем Михайловым был издан «Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1829 и 1821 годов».