...
Как выше уже до меня правильно сказал zuka86 я знаю, что все гравёры, художники, дизайнеры, создатели гипсовых копий монет, что принимали участие в разработке и создании монет Банка Латвии и вот эта девочка,о которой здесь тоже шла речь, Элизабете Кандере (Elizabete Kandere), что создала монету номиналом в 5 € «Моя Латвия» «Mana Latvija», все они помимо своих гонораров, получали ещё и авторские экземпляры своих монет над которыми трудились. Как данные действия регламентированы Банком Латвии я в данный момент не скажу. Может быть договором между Банком Латвии и автором монеты. Может быть какой-то Европейской регулой, а скорее всего что так, я смогу узнать только на следующей неделе. Но факт остаётся фактом, что автор рисунка, а так же автор гипсовой копии всегда получают свои экземпляры.
Я не думаю, что Банк Латвии, даже в истории с «Национальным предпринимателем», там автор тоже бесплатно получил свой экземпляр, занимается какой-то отсебятиной, налево направо одаривая монетами людей получивших уже гонорары за свою работу. Мне кажется это общеевропейская регула. Закон регламентирующий подобные действия. И в случае как пишет Rost3005: «В данном случае этого не произошло и я очень сомневаюсь, что автору будут положены экземпляры, подлежащие уничтожению». Получается, что автор должен вернуть помимо авторского экземпляра и весь гонорар за выполненную работу, так как Королевский монетный двор в данном случае понёс колосальные убытки и не заработал на чекане монеты посвящённой 200-летию битвы при Ватерлоо, так как уже в свою очередь он должен был вернуть в казну министерства финансов Бельгии оплату за уничтоженный тираж.
...
То что
все создатели дизайна монет Латвии получили свои авторские экземпляры, не означает, что в Бельгии точно такое же законодательство. Повторюсь, подобные вопросы
комплексно регулируются:
а) международными документами (конвенции, договора и т.п.);
б) внутренним законодательством страны;
в) непосредственно договором между сторонами.
И здесь, между Латвией и Бельгией будут отличия как минимум по пунктам "б" и "в". А возможно и по пункту "а", т.к. не все страны присоединились к международным документам, а многие присоединились с оговорками.
Получение авторских экземпляров
всеми создателями монет Латвии элементарно объясняется не отсебятиной, а тем, что Нацбанк Латвии, как и большинство государственных учреждений, пользуется
типовыми договорами. В одном прописали передачу определенного количества авторских экземпляров (тем более, что подобная мировая практика действительно существует) и пошло-поехало.
Далее, не нужно смешивать понятие гонорара за выполненную работу с передачей автору нескольких экземпляров продукта его творчества. Это совершенно разные понятия. Работа была выполнена, дизайн принят заказчиком и пущен в чеканку. А значит и гонорар без сомнения останется у автора (Вы же не думаете всерьез, что гонорар ему должен был быть выплачен исключительно изделиями его авторства), т.к. продукт не был выпущен в обращение не по его вине. Но... нельзя рассчитываться предметами, запрещенными к обороту. А значит и авторских экземпляров в данном конкретном случае существовать не должно. Ведь латвийские создатели получили экземпляры монет, пущенных в оборот, т.е. законные (легальные) экземпляры. В этом весь нюанс.
Вопросы распределения убытков между мондвором Бельгии и их министерством финансов, по большому счету нас интересовать не должны, это их внутренняя кухня, регулируемая договорами и прочей нормативкой.
P.S. Профессиональный адвокат более чем с 20-летним стажем практической работы. И хотя не специализируюсь
исключительно на вопросах интеллектуальной собственности, периодически приходится иметь с ними дело.