Автор Тема: Ватикан - 2020  (Прочитано 3603 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Airadali

  • Человек форума 2018
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 794
  • Карма: +57/-0
  • Откуда:Латвия
Ватикан - 2020
« : 10 Ноябрь 2019, 14:38:41 »
Представители Святого престола, обнародовали информацию, что в следующем 2020 году нас вновь ждёт эмиссия двух памятных биметалических монет номиналом 2 евро:

Тема первой монеты «500th anniversary of the death of painter Raphael» / «500-летие со дня смерти художника Рафаэля».

Тема второй монеты «100th anniversary of the birth of Pope John Paul II» / «100-летие со дня рождения папы Иоанна Павла II».
С уважением, Андрей

Felis88

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 785
  • Карма: +6/-0
  • Откуда:Полтава, 404
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #1 : 10 Ноябрь 2019, 15:39:15 »
You are not allowed to view links. Register or Login
Тема второй монеты «100th anniversary of the birth of Pope John Paul II» / «100-летие со дня рождения папы Иоанна Павла II».
Кажись первая двушка Ватикана, посвященная рождению, а не дате смерти. :)

олег1659

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 276
  • Карма: +1/-0
  • Откуда:Пенза
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #2 : 10 Ноябрь 2019, 17:57:08 »
You are not allowed to view links. Register or Login
You are not allowed to view links. Register or Login
Тема второй монеты «100th anniversary of the birth of Pope John Paul II» / «100-летие со дня рождения папы Иоанна Павла II».
Кажись первая двушка Ватикана, посвященная рождению, а не дате смерти. :)
Соответственно, любопытно будет увидеть дизайн монеты.
Всем удачи!

Ядвига

  • Человек форума 2017
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1400
  • Карма: +25/-0
  • Немного о себе...На любителя
  • Откуда:Норвегия, Эстония
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #3 : 10 Ноябрь 2019, 19:29:17 »
You are not allowed to view links. Register or Login
You are not allowed to view links. Register or Login
Тема второй монеты «100th anniversary of the birth of Pope John Paul II» / «100-летие со дня рождения папы Иоанна Павла II».
Кажись первая двушка Ватикана, посвященная рождению, а не дате смерти. :)
Годы жизни Рафаэля 1483-1520.Так что монета посвящается  именно 500-летию со дня смерти.Интересно,какие сюжеты выберут С-М и Ватикан?Очень хочется,чтобы повтора не было
Моё мнение не истина в последней инстанции,но оно моё

Felis88

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 785
  • Карма: +6/-0
  • Откуда:Полтава, 404
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #4 : 11 Ноябрь 2019, 07:36:41 »
You are not allowed to view links. Register or Login
You are not allowed to view links. Register or Login
You are not allowed to view links. Register or Login
Тема второй монеты «100th anniversary of the birth of Pope John Paul II» / «100-летие со дня рождения папы Иоанна Павла II».
Кажись первая двушка Ватикана, посвященная рождению, а не дате смерти. :)
Годы жизни Рафаэля 1483-1520.Так что монета посвящается  именно 500-летию со дня смерти.Интересно,какие сюжеты выберут С-М и Ватикан?Очень хочется,чтобы повтора не было
Очень хотелось бы, чтобы с Ионам Павлом II не была заурядная двушка с банальным портретом

Ядвига

  • Человек форума 2017
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1400
  • Карма: +25/-0
  • Немного о себе...На любителя
  • Откуда:Норвегия, Эстония
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #5 : 11 Ноябрь 2019, 19:43:15 »
Не думаю,что официальный Ватикан позволит что-то интересное.Боюсь,что надо ждать банальный портрет,за которым мы не увидим великого человека.  :(
Моё мнение не истина в последней инстанции,но оно моё

Airadali

  • Человек форума 2018
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 794
  • Карма: +57/-0
  • Откуда:Латвия
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #6 : 12 Ноябрь 2019, 21:16:08 »
You are not allowed to view links. Register or Login
Не думаю,что официальный Ватикан позволит что-то интересное.Боюсь,что надо ждать банальный портрет,за которым мы не увидим великого человека.  :(

Ну, во-первых: он не великий, тут Вам показалось. И по моему личному убеждению и если внимательно проверить все поисковики и справочники, типа «100 Великих людей» имя, Кароль Войтыла или Иоанн Павел II напрочь отсутствует в них. А то, что этот человек с 2014 года канонизирован римско-католической церковью не делает его святым.

И во-вторых: если Вы хорошо помните события 1978 года или хотя бы читали о них то, должны были обратить внимание на такую деталь: «В 1978 году в Ватикане происходили весьма драматические события. После смерти Папы Римского Павла VI его преемником был избран кардинал Альбино Лучани, принявший имя Иоанна Павла I. Новый папа, однако, прожил всего 33 дня и скоропостижно скончался. Смерть эта до сих пор вызывает немало вопросов. Фаворитами новых выборов были архиепископ Генуи Джузеппе Сири и архиепископ Флоренции Джованни Бенелли. Соперничество двух партий зашло в тупик, и, в конечном итоге, решили остановиться на фигуре Войтылы - первого понтифика неитальянского происхождения за последние 455 лет.».

А что уже пишут в воспоминаниях о нём? Правильно: «Жесткий антикоммунист, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля, вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.».

Так зачем же в таком случае был выбран не итальянец и первоначально не рассматриваемый никем кандидат при имевшихся в наличии у Ватикана двух фаворитов? Правильно: «Появление Папы Римского-поляка добавило головной боли Москве и Варшаве. В Польше позиции католической церкви резко усилились, на ее поддержку стал опираться профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. Обстановка накалилась до того, что встал вопрос о падении социалистического режима в стране.».

Поэтому на данной монете можно изобразить один портрет даже без особого сходства. Поляки всё равно раскупят.
С уважением, Андрей

Airadali

  • Человек форума 2018
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 794
  • Карма: +57/-0
  • Откуда:Латвия
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #7 : 13 Ноябрь 2019, 11:04:30 »
Обсуждение возможных эскизов одной из памятных биметаллических монет следующего 2020 года, посвящённой «500th anniversary of the death of painter Raphael» / «500-летие со дня смерти художника Рафаэля», таких стран - эмитентов как Ватикан и Сан-Марино непроизвольно относит нас к истории и личности данного художника и человека.

Рафаэль Санти (1483-1520) - одна из вершин Ренессанса, художник с какой-то очень устойчивой и абсолютной репутацией. На протяжении XVI, XVII, XVIII веков. Рафаэль представлялся едва ли не каким-то совершенным гением, абсолютной величиной, недостижимым, божественным и неизменным.

Рафаэль родился в Урбино – центре Урбинского герцогства, которое в XV в. славилось многими культурными традициями. Его отец Джованни Санти был художником и, кажется, придворным урбинского герцога, потому что он выполнял какие-то его поручения. Первые уроки Рафаэль брал у своего отца. Джованни Санти не был крупным мастером. Сохранилось несколько достаточно заурядных его работ. И поэтому отец очень скоро почувствовал сам, что не так уж много может дать своему сыну, и отдал Рафаэля в учение местному мастеру Тимотео Вити, у которого Рафаэль пробыл до 1500 года.

С 1500 по 1504 год он работает в урбинской мастерской Перуджино, который стал главным учителем Рафаэля. Немногочисленные биографические сведения, которые сохранились о Рафаэле, говорят, кстати, и о том, что в детстве он не был вундеркиндом, что далеко не всегда художественная учеба давалась ему легко. Скорее свидетельствуют о том, что он обладал действительно колоссальной работоспособностью и умением учиться, умением брать полезное у совершенно разных мастеров.

В 1504 году Рафаэль перебирается во Флоренцию, где будет тщательно изучать работы Леонардо, который тоже находится в это время во Флоренции. Рафаэль будет учиться и на произведениях молодого Микеланджело. За флорентийский период, между 1504 и 1508 годами, он очень скоро разовьется, превратившись из скромного юноши, прибывшего во Флоренцию набираться профессиональных навыков, в известного мастера, который будет буквально завален заказами, который постепенно приобретет широкую известность, так что в 1508 г. его пригласят в Рим, где папа Юлий II поручит ему расписывать анфиладу Станц в покоях Ватиканского дворца. Станцы находились на первом этаже, в том крыле, где этажом выше располагались «Аппартаменты Борджа», которые были расписаны Пинтуриккьо.

Переезду Рафаэля в Рим способствовал его знакомый по Урбино, тоже урбинец, Донато Браманте, - один из величайших архитекторов итальянского Возрождения, человек очень тяжелого нрава, о котором часто говорили как о скандалисте, но Браманте всячески протежировал своего земляка. Именно Браманте вытягивает молодого Рафаэля в Рим и советует папе пригласить для росписей именно Рафаэля. Работы в Станцах к этому времени уже начались. Перуджино и Содома начинают расписывать своды. Но после первых работ Рафаэля в Станца делла Сеньятура, его живопись настолько приходится по вкусу папе, что другие художники отстраняются от работы, и Рафаэль продолжает писать, все активнее привлекая к выполнению этого заказа своих учеников и помощников.

С тех пор Рафаэль находится в Риме практически безвыездно, до смерти. Заказов становится все больше и больше - и папских, и частных, и церковных, и монастырских. Растет мастерская. Все чаще в 10-е годы XVI века. Рафаэль ограничивается тем, что дописывает вещи своих учеников, передает им эскизы, а порой просто композиционную идею, которую они разрабатывают. Когда мы говорим о зрелом, позднем Рафаэле, приходится постоянно считаться с тем, что в этих работах художника учавствовали и его помощники. В середине 10-х годов он пробует себя как архитектор – строит несколько сооружений, получает назначение, что-то вроде интенданта крепости. Впервые в истории занимается тем, что мы сейчас называем охраной памятников. Уговаривает папу (сохранилось его письмо) запретить своими указами варварское отношение к памятникам старины. Благодаря Рафаэлю прекращается разорение, разгром Колизея, который веками разбирался по камням. Говорили, что половина средневекового и раннеренессансного Рима, половина ренессансных дворцов была выстроена из камней Колизея. Со времен Рафаэля это разрушение было прекращено. В это же время, после смерти Браманте, Рафаэль будет ненадолго назначен главным архитектором строительства собора св.Петра. Миссия, в которой он мало себя проявил, ведь для того чтобы осилить такое грандиозное строительство, нужно было обладать архитектурным гением иного масштаба, а Рафаэль был гением преимущественно в живописи.

К концу жизни Рафаэль был завален заказами. Он обладал таким характером, что практически не отказывал заказчикам, принимаясь за те работы, которые ему предлагали, но, как я уже сказал, все более передоверял их своим ученикам. Папство к концу жизни Рафаэля задолжало ему очень большие суммы. И Лев X, который сменил Юлия II на престоле, предполагал расплатиться с Рафаэлем тем, что произведет его в кардинальский сан, хотя Рафаэль не был духовным лицом. Пусть нас это не удивляет, строго говоря, согласно каноническому праву, кардиналом и даже папой могло быть назначено или избрано и светское лицо. Такие прецеденты бывали: в Средние века мы неоднократно встречаем светских лиц на папском престоле. Каждый правоверный католик мужского пола теоретически мог быть избран папой. Другое дело, что достаточно рано установилась практика избрания папы среди коллегии кардиналов. Но в XVI веке кардиналами достаточно часто назначаются частные лица. Иногда даже несовершеннолетние отпрыски знатных семей из рода Медичи или Борджа - двенадцати, пятнадцати, семнадцатилетние дети и юноши. Лишь постепенно вырабатывается практика прохождения через все стадии, от дьякона и священника к викарию, епископу, кардиналу, а затем к папскому престолу. И, может быть, Рафаэль получил бы кардинальский сан, если бы не его внезапная смерть. По-видимому, от малярии. Когда, после очень недолгой болезни, он скончался, об этом ходили разные слухи. Кто-то, в том числе и Вазари, говорит, передавая старые сплетни, что Рафаэль был истощен любовными утехами, но наверняка его, как и многих других, поразила малярия, которая была постоянным бичом в Риме. Вокруг Рима находятся огромные, неосушенные болота, отчего воздух в городе был смрадным, особенно в летние месяцы, и все, кто мог, уезжали из Рима, начиная еще с весны.

Похоронен Рафаэль в Пантеоне. На его гробнице установлена статуя Мадонны и надпись, которая сводится к тому, что: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством».
С уважением, Андрей

Ядвига

  • Человек форума 2017
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1400
  • Карма: +25/-0
  • Немного о себе...На любителя
  • Откуда:Норвегия, Эстония
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #8 : 16 Ноябрь 2019, 15:16:37 »
Поискала в своём архиве и нашла вот такое фото.Оно сделано в Пантеоне весной 2010 года.Эта та самая скульптура мадонны на могиле Рафаэля,о которой идёт речь в статье.Саму могилу не видно(только кусочек выглядывает из-за спин).Другой фотографии нет,значит,времени было очень мало, чтобы дождаться,пока место освободится.Как всегда в путешествиях-всё на бегу. :)
Моё мнение не истина в последней инстанции,но оно моё

Airadali

  • Человек форума 2018
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 794
  • Карма: +57/-0
  • Откуда:Латвия
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #9 : 17 Ноябрь 2019, 14:03:43 »
Самые ранние произведения Рафаэля дошли до нас от 1501 и 1502 годов, то есть от того периода, когда он работал в мастерской Перуджино. Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить. Способы компоновать картину, типы фигур, типы лица, тип красоты, характерный для Перуджино, встречаются на протяжении нескольких лет и у Рафаэля. Лишь к 1504 году он постепенно освобождается от влияния своего учителя, не отрицая его искусства, но перерабатывая его формы в более совершенные, более гармоничные.

1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле» Рафаэля, в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве художника. Действительно, здесь он отходит от физиономического канона Перуджино, но еще не вполне приходит к своему. В этой работе Рафаэль более тонко организует психологическое состояние, пожалуй, тоньше, чем его учитель. Художник объединяет мать и ребенка не тем, что они общаются друг с другом, смотрят друг на друга, как это часто бывало у кватрочентистов, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке - на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой.

Во Флорентийские годы, между 1504 и 1508 годами, он создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу. Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»). О том, насколько художник готов воплотить новые традиции, свидетельствует использование темного фона вместо традиционного и почти обязательного ландшафта. За спиной Марии – непроницаемая темнота, непроницаемая и в то же время замечательно пространственная. Пространственность картины создается и формируется уже тем, как рельефно выступает из этого глубокого мрака фигура Мадонны, держащей младенца на руках.

Рафаэль нашел и утвердил свой тип Мадонны – лирической скромницы с потупленными глазами, с идеально прекрасным лицом. Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, держащие младенца на руках, играющие с ним, смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию.

В этой группе Мадонн особенно выделяются несколько композиций, представляющих Мадонну в рост с маленьким Иисусом или с Иисусом и Иоанном Крестителем. Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница». В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив. Потому что у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее. У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще более очевиднее, чем у Леонардо, и, поэтому, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление. Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная.

В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они совершенно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Лучше всех расположена Мария. Здесь уже совершенно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Согласно апокрифическому рассказу, во время несения креста щегол сел на голову Иисуса, и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер.

По сути, те же проблемы Рафаэль решает в работе «Мадонна – прекрасная садовница». Но как художник умеет по-новому поставить пространственно-композиционную задачу, едва ли не на том же материале. Сидящая фигура Марии и два малыша у ее ног. Чуть выше или чуть ниже расположена фигура Богоматери по отношению к детским фигурам, более или менее она обращена на зрителя, здесь почти анфас, и уже вся работа приобретает новый оттенок эмоционального звучания.

К концу работы над Станцами, в 1511-1512 годах, появляются первые станковые произведения Рафаэля, относящиеся к римскому периоду. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них. В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн. Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение. Снова форма тондо. Едва ли не самое гармоничное среди тонд Рафаэля, в котором мы вновь можем наблюдать какую-то просто идеальную вписанность фигуры и группы в круг. Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Здесь несколько треугольников. Треугольник всей группы, треугольник, образуемый линией ноги, колена и складкой одеяния Богоматери. Некое подобие более острого треугольника в фигуре Христа, в группе Христа и маленького Иоанна Крестителя. Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника.

Совершенно иной характер образа Марии, совершенно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 годах, «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»). К этому времени лирическое настроение, которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, не то чтобы исчезает, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, скрытым, но значительным ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу. Согласно преданию, Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, которую он завел к себе в мастерскую, нарисовал, и она стала прототипом образа этой Мадонны. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. В том, как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское, интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность.

1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо». Эта большая алтарная композиция очень важна для судеб итальянской живописи, во всяком случае, для той ее ветви, которая изображает Мадонну со святыми в XVI веке. Рафаэль отделяет Марию от реального мира. Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев - Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции. Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. Облака, клубясь, растворяясь, превращаются в головки ангелов, или головки ангелов, растворяясь, превращаются в облака. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов. Это сияние и чудесное явление Марии - не ее реальное, материальное присутствие, или видение, которое трактовалось художниками как материальное явление Марии смертным людям, - а высочайшее мистическое чудо. Рафаэлем устанавливается и норма жестикуляции присутствующих – указующий жест в сторону Марии, который связывает передний план с глубиной. Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св.Сикста в «Сикстинской Мадонне». Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности.

К последним Мадоннам Рафаэля относится его знаменитая «Сикстина», о которой я не буду говорить много, поскольку она очень хорошо известна. Вещь, которая стала одной из самых безусловных и абсолютных вершин европейской живописи наряду с «Моной Лизой», демонстрацией высших достижений и крайних пределов, до которых дошло европейское искусство.

Несколько слов о том, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же время какой-то идеально грациозной позы Марии, нисходящей с облаков навстречу зрителю. Облака более неопределенны в своем рисунке, более жидкие, несмотря на то что в них просматриваются головки херувимов, но и более плотные, выдерживающие легкий вес Марии. Ведь они не прогибаются под ногами Мадонны, а св.Сикст и св.Варвара чуть ли не утопают в них. Это сразу дает нам ощущение почти бестелесности Богоматери и известной материальности фигур предстоящих. Движение руки Сикста, указывающее ей дорогу на землю, еще более активизирует направление динамики из глубины к переднему плану, равно как и взгляд св.Варвары, а ее разворот в три четверти направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Мы не будем специально говорить о том, как проницателен взгляд Марии, направленный на нас, как она несет сына, самое драгоценное, что у нее есть, людям, миру, зная о его жертвенной участи; о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. Все это здесь, конечно, есть, но есть и шаг к пределам Высокого Возрождения, которому уже некуда дальше развиваться. Как некуда стало идти дальше после интеллектуализма «Моны Лизы», так некуда стало двигаться итальянским живописцам после «Сикстинской Мадонны», поэтому они выбрали другой путь, - путь в сторону маньеризма.

«Сикстинская Мадонна» как-то особенно отозвалась в русской культуре. Кто только из писателей XIX в. о ней не писал. Большая фотография «Сикстинской Мадонны» висела над письменным столом Достоевского, большая фотография с фрагментом этого произведения украшала рабочую комнату Льва Толстого.
С уважением, Андрей

Airadali

  • Человек форума 2018
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 794
  • Карма: +57/-0
  • Откуда:Латвия
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #10 : 18 Ноябрь 2019, 11:39:20 »
В 1508 году стараниями архитектора, Донато Браманте молодой Рафаэль переезжает в Рим где от Папы Юлия II получает заказ на роспись станц своих апартаментов в Папском дворце Ватикана. Станцы Ватикана, которые Рафаэлю надлежало расписывать, представляют собой сравнительно небольшие залы, расположенные друг за другом три комнаты небольших размеров, примерно 8 на 10 метров.

Первой залой, которую расписывал Рафаэль считается «Станца делла Сеньятура \ Stanza della Segnatura» («Зал Подписей»). Относительно функционального назначения этого зала до сих пор идут споры. Есть сведения о том, что папа подписывал в нем официальные документы, буллы, послания. Здесь к ним прилагалась традиционная свинцовая папская печать. Говорят также, что это название условно, что, возможно, здесь хранилась часть папских коллекций и располагалась библиотека, хотя для библиотеки этот зал не очень удобен. Живопись начинается на стенах достаточно низко, и довольно трудно себе представить, как в этом зале располагались книжные шкафы. Это, пожалуй, единственная из трех Станц, которая удержала за собой название, не связанное с живописью Рафаэля. Потому что следующая по времени «Станца дель Элиодоро \ Stanza d’Eliodoro» («Изгнание Элиодора») названа так по сюжету одной из фресок Рафаэля - «Изгнание Илиодора из храма». И третья Станца, «Станца дель Инчендио \ Stanza dell’Incendio di Borgo» («Зал Пожара»), названа тоже по одной из фресок Рафаэля - «Пожар в Борго». Пожалуй, это последний зал, над росписью которого Рафаэль работал собственноручно. Остальные будут расписываться его учениками. Как например роспись четвертой Станцы, целиком принадлежащая его школе.

Станцы Ватикана не очень удобны для росписей, потому что они прорезаны, иногда ассиметрично, окнами, есть в них и камины, не все площади одинаково приспособлены для фресок. И Рафаэль в большинстве случаев выходит из положения, превращая эти затруднительные обстоятельства в дополнительные средства выражения. Он обыгрывает расположение фигур на разном уровне, как например во фреске «Парнас», мы увидим ее подробнее чуть позже. В других случаях, как во втором зале, во фреске «Месса в Бользене» он будет обыгрывать ассиметрию расположения окна, когда поневоле придется сдвигать массы в одну сторону, потому что одна плоскость стены шире, чем другая. Словом, композиции, найденные Рафаэлем, необычайно богаты и разнообразны. Еще раз повторю, что они не являются выдумкой ради выдумки. Рафаэль замечателен еще и тем, что свою врожденную композиционную находчивость он всегда прячет. Поэтому его смелые, оригинальные, новаторские решения всегда выглядят в высшей степени естественно. Этого не понимала его школа, этого не понимали и не будут понимать римские маньеристы, вышедшие из мастерской Рафаэля и научившиеся у него многим вещам. У нас всегда будет ощущение, что оригинальность композиции, ее необычность, нестандартность, острота приемов, - все это сделано ради необычайности эффекта. Всегда будет понятна новизна приема, которая так или иначе будет выступать на первый план и даже подчеркиваться. Рафаэль всегда прячет прием, всегда затушевывает его ради естественности выражения, что и создает в конечном счете небывалое ощущение гармоничной, естественной простоты его работ.

В целом, Станцы Ватикана расписывались с 1508 по 1518 год, но Рафаэль принимал непосредственное участие в их росписи в 1508 - 1512 годах.
С уважением, Андрей

Airadali

  • Человек форума 2018
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 794
  • Карма: +57/-0
  • Откуда:Латвия
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #11 : 18 Ноябрь 2019, 12:36:05 »
«Станца делла Сеньятура» («Зал Подписей»)

Иконографически в этом зале в пяти фресках представлены четыре важнейших дисциплины, или отрасли человеческого знания. «Диспут о причастии» - это теология, богословие. Знаменитая фреска «Афинская школа» - это светская философия, естественная философия и природа этики, которые тоже причислялись к кругу философских наук. «Парнас» - это царство поэзии, шире говоря, царство искусства, потому что и музыка тоже представлена на Парнасе, горе искусства. И, наконец, две небольшие, намного меньше по своим размерам и вертикальные по формату фрески, которые намного реже репродуцируются, чем «Афинская школа» или «Диспута». Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции. Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право, и светское. Точнее, церковное право и светское правосудие. Во фреске, символизирующей каноническое, церковное право, изображен папа Юлий II, дарующий свои декретарии.

В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук, и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто.

Первая фреска, которую он написал в «Зале делла Сеньятура», - это «Диспута», или «Диспут о причастии». Название следующей фрески - «Афинская школа» дано не самим Рафаэлем. Первоначально она, видимо, называлась просто «Философия». «Афинская школа» - название не вполне соответствующее изображенному, потому что здесь кроме афинских философов много и тех, кто никогда не бывал в Афинах. Фреска под названием «Парнас» представляет собой еще один вариант, изображающий идеальное собрание. На сей раз это не богословы и не профессиональные философы, а поэты, воплощающие идеальное царство слова и музыки. Аполлон музицирует на скрипке, его окружают музы, справа и слева стоят или поднимаются поэты, которые узнаются благодаря то ли атрибутике, то ли самому характеру образа. Величественный, с несколько отрешенным видом, слепой Гомер, коронованный лавром, полулегендарная Сафо, древнегреческая поэтесса. Здесь присутствуют, как я уже говорил, и поэты, по времени более близкие к Рафаэлю. Может быть, эта фреска не обладает такой степенью почти гипнотического внушения, чувством цельности, как «Диспута» и особенно «Афинская школа», но это одно из самых искренних, одно из самых возвышенных славословий в честь поэтического творчества во всей художественной культуре Ренессанса.
С уважением, Андрей

Airadali

  • Человек форума 2018
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 794
  • Карма: +57/-0
  • Откуда:Латвия
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #12 : 18 Ноябрь 2019, 14:05:43 »
«Станца дель Элиодоро» («Изгнание Элиодора»)

Следующая Станца называется по сюжету одной из фресок ее украшающих: «Изгнание Элиодора из храма». Сюжет взят из Ветхого Завета, из книги братьев Маккавеев, согласно которому уже в античные времена, кажется в III веке до нашей эры, полководец сирийского царя Илиодор нагрянул в Иерусалимский храм, чтобы унести оттуда драгоценности – золотые семисвечники, посуду, реликварий. И - о чудо, - появились небесные воины, которые поразили Илиодора и его спутников. И это чудесное событие и стало сюжетным поводом для фрески Рафаэля.

В ней, как и в других композициях этого зала, деликатно прослеживается связь с самой что ни на есть современностью, с политическими событиями конца XV начала XVI века. Это время так называемых итальянских войн. Время сначала французского, а потом и австронемецкого нашествия на итальянские территории. Итальянские войны будут длиться, с перерывами, всю первую треть XVI века, и дело дойдет впоследствии до таких трагических событий, как знаменитый «Сакко ди Рома» («Разгром Рима») в 1527 году, когда союзные войска наполовину протестантские, наполовину католические немецкие отряды разорят Рим, осквернят церкви, разграбят их, разгромят монастыри. Папа Клемент VII спасется тем, что укроется в Замке св.Ангела, как в крепости, прежде чем исчезнет угроза его жизни, не то что его власти. Но и в первом десятилетии XVI века бесчинства, совершаемые по отношению к Италии со стороны французов, немцев, австрийцев вызывали возмущение итальянцев.

Юлий II был очень действующим и воинствующим понтификом, человеком колоссального политического опыта, который, нисколько не смущаясь, менял рясу на панцирь военачальника и не раз предводительствовал отрядом с мечом в руках, что в общем-то канонически запрещено священнослужителю. Юлий II бросил клич, раздавшийся по всей Италии: «Варваров вон!», - то есть долой захватчиков с итальянских территорий. Итальянские войны, при всем своем трагизме, во многом, кстати сказать, способствовали пробуждению национального самосознания в Италии, хотя бы частичному осознанию себя не только как тосканцев, урбинцев, венецианцев, римлян, но и как итальянцев в целом. Изгнание сирийского военачальника из храма сравнивается здесь с необходимостью изгнания с Апеннинского полуострова неожиданных врагов, тем более что они не иноверцы, а люди христианского вероисповедания.

По старым сведениям, Папа Юлий II сам пожелал, чтобы его изобразили на этой фреске. И действительно, он присутствует здесь на носилках, которые несут царские гвардейцы. Рафаэль напишет отдельно и его живописный портрет, который сохранится только в копиях. А в этой фреске мастер выполнил великолепное изображение сурового папы из семейства делла Ровере, которому к тому времени было уже под семьдесят, но темперамент его нисколько не затухал. Кстати сказать, согласно легенде, здесь есть и изображение Дюрера. Один из швейцарцев, несущих папские носилки на переднем плане, действительно физиономически похож на этого немецкого художника. Есть упоминание о том, что Дюрер во время второго пребывания в Италии или несколько позже, послал Рафаэлю свои гравюры, которые тому очень понравились, и чтобы отблагодарить немецкого собрата, он будто бы ввел его в свою фреску. Но настоящим портретным изображением это назвать трудно.

Перед нами интерьер Иерусалимского храма, в представлении Рафаэля. Как и в «Афинской школе», многое ритмически и линейно подчинено чередованию многократно повторяющихся арочных полукружий, - от самого обрамления до сводов, сходящихся под алтарем, возле которого стоит коленопреклоненный первосвященник. Но замечательным образом Рафаэль задает в этой фреске совершенно иной ритм чередования круглящихся линий – здесь напрочь отсутствует то ощущение свободного парения, легкого взлета, которыми в высшей степени пронизана архитектура храма, изображенного в «Афинской школе». Несколько более заземленное, массивное начало берет верх. Вероятно так художник хотел передать ощущение первоначальной древности, связанной с представлением о ветхозаветном, древневосточном иудейском храме. Пространство дает какое-то ощущение динамического вздоха и в то же время становится поводом для вселения динамики в несущуюся фигуру всадника на белом коне и угасание этой динамики в беспомощной распростертой фигуре.

Такой же намек на злобу дня есть и во фреске «Изведение апостола Петра из темницы». Папа Юлий II, который желал быть царем над царями, обладать духовной властью над всеми католическими державами, оказался в роли военнопленного, почетного, но тем не менее, чуть ли не узника. И освобождение его из плена связывалось с тем невозможным чудом, когда ангел, усыпив стражей, вывел апостола Петра из тюрьмы.

Вроде бы плоскость стены для этой фрески очень неудачна. Но Рафаэль создает в ней замечательный образ пленения. Художник прибегает здесь к резкому движению вглубь картины, представляя фигуры стражников со спины, помещая яркий источник света на дальнем плане, за спиной ангела. А остальная часть композиции освещена более таинственным, более тусклым светом - первыми проблесками приближающегося рассвета, просветляющего небо над горизонтом, при котором просыпаются римские воины. Такую пристальность к проблеме освещения мы мало у кого можем еще увидеть из художников этого поколения. Рафаэль творит в этой области настоящие чудеса.

Третья фреска этого зала «Месса в Больсене». Она тоже расположена по сторонам окна. Ее сюжет связан с еще одним чудом, кажется XIII века.Согласно церковному преданию, некий неверующий священник, которого часто называют немцем по происхождению, служил мессу, совершал таинство причастия и вдруг, как свидетельство его неверия, святые дары, то есть гостии, стали кровоточить. Полились струйки крови. Традиционно пять струек, две из которых символизировали кровь из пробитых ладоней распятого Христа, другие две - из ступней и одна – из пробитого бока Спасителя. Неверие этого священника было чудесным образом разоблачено перед всеми присутствующими на обедне. Здесь тоже в завуалированной форме присутствует полемика с немецкими еретиками, с протестантами, с движением, которое еще не победило, но к этому времени уже проявило себя. Реформационные течения в начале XVI в. были достаточно распространены. Юлий II тоже изображен здесь как строгий неумолимый свидетель этого грозного разоблачительного чуда. А по сторонам окна, в нижней части композиции, слева – свита Юлия: сановники Церкви, кардиналы, епископы, а справа – фигуры швейцарских гвардейцев папы. Знаменитые, видимо, портретные изображения этих статных, нарядно одетых людей с явно не итальянской наружностью.
С уважением, Андрей

Airadali

  • Человек форума 2018
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 794
  • Карма: +57/-0
  • Откуда:Латвия
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #13 : 18 Ноябрь 2019, 15:24:18 »
«Станца дель Инчендио» («Зал Пожара»)

В третьем зале «Станца дель Инчендио» («Зал Пожара»), которая названа по одной из фресок Рафаэля - «Пожар в Борго», большая часть живописи исполнена учениками Рафаэля. Пожалуй, только во фреске «Пожар в Борго» узнается рука мастера. Нельзя сказать, что эта композиция принадлежит к шедеврам художника и стоит на одном уровне с «Диспутом» и с «Афинской школой». Продолжая развивать тот же набор художественных приемов, Рафаэль слишком далеко заходит. В «Диспуте» центр четко обозначен дарохранительницей, но удален от переднего плана. Центральные фигуры «Афинской школы», Платон и Аристотель, тоже удалены от переднего плана, но изумительно легко и сразу читаются. Достаточно хорошо прочитывается фигура первосвященника в глубине во фреске «Изгнание Элиодора из храма». Здесь же сюжетная завязка композиции все-таки несколько теряется. В этой фреске изображено одно из чудес, которое произошло в Риме, в городском районе Борго, недалеко от Ватикана. Это был один из центральных районов Рима, в котором случился пожар, бушевавший в городе до тех пор пока на балконе Ватиканского дворца не появился папа, который одним своим появлением укротил стихию, и пламя улеглось. Фигура папы на балконе слишком мала и далека для того, чтобы композиционно держать всю многофигурную композицию фрески. Некоторые фигуры, хотя и активно жестикулируют, и быстро двигаются, тем не менее, впадают своими движениями в некоторую внешнюю театральность. Иногда явно прослеживаются заимствования или влияние Микеланджело. Атлетического сложения юноша, который несет на своих плечах старика-отца, если не повторяет похожую группу с микеланджеловской фрески «Потоп» в Сикстинской капелле, то явно зависим от нее. Некоторые, казалось бы, острые моменты, выглядят слишком преувеличенными. Здесь присутствует ощущение некоего динамического разлада. Композиция слишком гармонична, для того чтобы допустить хаос, но есть что-то неубедительное и в мужской фигуре, срывающейся с невысокой стены, и в фигуре женщины со вскинутыми руками, которая вся подалась навстречу пламени. Очень красива фигура девушки с кувшином на голове. Сохранился рисунок, сделанный сангиной, и в нем сразу же угадывается рука мастера. Во фреске же многое явно принадлежит его ученикам, видимо, очень даровитым, но лишенным того чувства меры и гармонии, которым от природы был наделен Рафаэль.
С уважением, Андрей

олег1659

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 276
  • Карма: +1/-0
  • Откуда:Пенза
Re: Ватикан - 2020
« Ответ #14 : 01 Март 2020, 14:30:35 »
Обе даты, заявленные, как темы на 2020 год, будут уже в апреле и мае, а никаких изображений нет и в помине. Увидим только при выходе? ???
Всем удачи!

 

Новости: последние эмитированные/планируемые памятные 2 евро:

27 июля 2020 г.
Мальта - Мегалитический храм Скорба

27 августа 2020 г.
Сан-Марино - 250 лет со дня смерти Дж.Б.Тьеполо

16 сентября 2020 г.
Литва - Аукштайтия