А теперь обсудим явных фаворитов в номинации «Лучшая монета 2019 года». Первое место, на мой взгляд, можно определённо отдать монете 2 евро Франции «60-летие комиксов с Астериксом» / «The 60th anniversary of Asterix».
Вымышленный герой ряда французских комиксов, в которых он совместно с лучшим другом Обеликсом, пользуясь волшебным зельем, сваренным друидом Панорамиксом, ведёт борьбу с римлянами возглавляемыми Цезарем, вторгшимися в Галлию или путешествует по разным странам где непременно попадает в какие-нибудь забавные и смешные истории, благодаря французскому киноматографу и такому фантастически обаятельному актёру Кристиану Клавье, полюбился и стал популярен за пределами самой Франции.
Профильная лаконичность портретного исполнения непоседы Астерикса, ни в коем случае не испортила монету, придав ей наигранного кинематографического пафоса и весёлого художественного шарма, сделав прямой отсыл к сцене первой встречи Астерикса и Обеликса с Цезарем из «Astérix & Obélix contre César»:
Obélix: - Эту рожу я уже где-то видел.
Astérix: - Постой-постой (достаёт золотую монету)
Obélix: - Где? Эй! Эй ты, ну, который с дурацким венком на голове...
César: - Я-яяя?
Obélix: - Да. Повернись.
César: - Однако каким тоном он со мной разговаривает?
Obélix: - Вроде бы Юлий.
Astérix: - Подумать только. Это же Юлий Цезарь.
Вот так особо и лукаво не мудрствуя парижская артель гравёров под руководством Иво Сампо (Yves Sampo) создала лучшую монету этого года.
Второе место в номинации «Лучшая монета 2019 года», всенепременно достойна занять монета 2 евро Андорры «600-летие Совету Земли» / «600 years of the Council of the Land» / «600 anys del Consell de la Tierra».
Согласитесь со мной, что в данной ситуации парижская артель гравёров под руководством Иво Сампо (Yves Sampo), нестантартно умудрилась раскрыть перед нами происходящие в те годы интереснейшие исторические события 600-летней давности и связанные с ними хитросплетения. Банально ведь можно же было изобразить здание, в котором заседал Совет Земли, но тогда бы наше художественное восприятие не столкнулось бы на аверсе этой монеты с выпуклыми, напыщенными и вдавленными, пустыми лицами людей. А чтобы понять это нам надо немного погрузиться в историю.
Вплоть до 13 века между соседями-феодалами за Княжество Андорра велись бесконечные войны. В 1278 году, после длительных раздоров между епископом Уржельским и правителем Андорры французским графом Де Фуа был подписан был подписан акт о разделении, известный в истории как «акт-пареаж». Над Андоррой установилось двойное правление графов Де Фуа и уржельских епископов. Этим моментом андоррцы и датируют независимость своей страны. Этот договор действует до сих пор. Преемники епископа и поныне являются соправителями Андорры, а права графа Де Фуа перешли сначала к королям Наварры, затем к королям Франции, а позже - к президенту Французской Республики.
Кстати, очень интересен исторический курьёз. Во время Французской революции, когда новым правительством Франции были упразднены все прежние государственные акты, в том числе и «акт-пареаж», Андорра на самом деле стала независимой. Но андоррцы были возмущены пренебрежением к традициям и в 1806 году, направили Наполеону Бонапарту петицию, требуя восстановить средневековый «акт-пареаж». На что император в изумлении незамедлительно согласился.
Не смотря на наличие двух правителей, крошечное государство на деле было предоставлено самому себе, и для реального управления территорией граждане в 1419 году создали «Совет Земли» - фактически являвшийся парламентом Андорры и просуществовавший до 1866 года.
И наконец третье место в номинации «Лучшая монета 2019 года» - это достаточно противоречивая, на мой взгляд, монета Ватикана посвящённая «90-летию основания города‑государства Ватикан» / «90th anniversary of the foundation of the Vatican City State».
Художник Daniela Fusco \ Даниэле Фуско с удивительной точностью удалось уловить суть и настоение тех лет и предшествующих им исторических событий, закреплённых в полдень 11 февраля 1929 года в Папском зале Латеранского дворца, когда представитель папы римского Пия XI кардинал Пьетро Гаспарри и глава правительства Италии Бенито Муссолини подписали «Договор между Святым Престолом и Италией» и «Конкордат между Святым Престолом и Италией».
Престарелому Гаспарри церемония далась непросто. А Муссолини выглядел победителем. Когда они скрепили договор подписями, кардинал не без угодливости преподнес главе правительства золотое перо, которым только что поставил свой автограф в историческом документе.
В тот день они провозгласили Ватиканское государство — 44 га земли, находящиеся в исключительной юрисдикции папы, с правом посылать и принимать дипломатические представительства и другими атрибутами суверенитета. Святой Престол получил 750 млн лир наличными и 1 млрд лир в 5-процентных итальянских государственных бумагах в качестве компенсации за церковную собственность, национализированную в 1870 году.
Противоречия между Ватиканом и итальянским государством проявились вскоре после провозглашения независимой Италии в 1870 году. Папа потерял статус «хозяина Рима», а Папская область прекратила своё существование. Противостояние — весьма острое — продолжалось полвека. Католическая церковь считала присоединение Ватикана к итальянскому королевству аннексией. Экстерриториальный статус Ватикана и закон о папских гарантиях они не признавали — ведь эти акты были приняты без согласования с его святейшеством. В возмущении папа Пий IX провозгласил себя «ватиканским узником». С тех пор и до 1929 года сгладить противоречия не удавалось.
Муссолини не был религиозным человеком. Даже в детстве он неохотно посещал храм, что являлось редкостю для набожной Италии. Проникновение религии во все сферы жизни полуострова раздражало молодого Бенито Муссолини — рьяного социалиста. В начале ХХ века итальянские вольнодумцы зачитывались памфлетом с броским названием «Бога нет». Его автором был Муссолини. «Бог не существует. Религия с научной точки зрения — абсурд, на практике это безнравственность, у людей это болезнь», «Все священники, без исключения, приносят вред» — на такие заявления молодой Муссолини не скупился. Правда, с годами он отказался от многих своих убеждений, свойственных ему в юности и от антиклерикализма в частности.
Не смотря на наличие явных ущемлений со стороны светской власти многие католические епископы еще с начала 1920-х годов поддерживали Муссолини, опасаясь усиления левых. Да и для большинства простых итальянцев голос Церкви по-прежнему звучал внушительно. К тому же и католическая Народная партия имела некоторый вес в парламенте и считалась антифашистской. До середины 1920-х годов содействие церкви было решительно необходимо лидеру фашистов.
Его антирелигиозные памфлеты больше не переиздавались и даже не упоминались. Фашистская пресса стала представлять своего вождя добродетельным христианином. Муссолини демонстративно окрестил детей и даже обвенчался с супругой. Всё это широко освещали газеты.
«Мой дух глубоко религиозен. Религия является громадной силой, которую надо почитать и защищать. Поэтому я против антиклерикальной и атеистической демагогии, это всё устаревшие трюки. Я утверждаю, что католицизм — это великая духовная и моральная сила, и надеюсь, что отныне взаимоотношения между итальянским государством и Ватиканом будут вполне дружественными», — заявил Муссолини в одном из первых интервью после прихода к власти.
Вскоре дуче объявил вне закона масонство, освободил духовенство от налогов и пытался спасти от банкротства несколько католических банков. Одновременно под давлением оказались протестанты и мусульмане. Под влиянием Муссолини политики, включая короля, начали принимать участие в богослужениях.
В ответ Церковь стала союзницей фашистской партии на многих фронтах. Во-первых: папа Пий XI запретил своим духовным чадам поддерживать социалистов и коммунистов. Во-вторых: Бенито Муссолини в своей программе «Доктрине фашизма» дал точную формулировку своего отношения к вере: «Фашизм чтит Бога аскетов, святых, героев, а также Бога, как его созерцает и к нему взывает наивное и примитивное сердце народа». Пришла пора «разрубить узел противоречий».
Переговорный процесс начался с секретных встреч Муссолини с государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Гаспарри. С мая 1926 года переговоры проходили регулярно — и уже без особой секретности. У Муссолини имелись тайные соглядатаи в ближнем кругу понтифика. Он знал о папе и членах Римской курии гораздо больше, чем им хотелось бы.
Флиртом с Ватиканом Муссолини подготовил общество к своей решительной победе на рферендуме народного волеизъявления от 24 марта 1929 года, который легализовал диктатуру фашистской партии. Больше 90% итальянцев одобрили гегемонию Муссолини. Без поддержки католической церкви ему непросто было бы получить такой результат.
И вот Муссолини получил лавры великого стратега, примирившего церковь с государством. 50 лет политики и церковники не могли найти общий язык, а у дуче получилось. В националистическом мировоззрении зрелого Муссолини бесконфликтно уживались языческие и католические мотивы. Он гордился достижениями древних римлян, использовал в пропаганде римскую — языческую по сути — символику. В то же время говорил о «католической миссии» итальянского народа, связывая мировое распространение христианства исключительно с Римом.
Но вскоре после подписания желанных соглашений Муссолини снова изменил свое отношение к Ватикану. Он вполне резонно счел, что поддержка верующих итальянцев и так у него в кармане — и теперь следует окоротить потенциального конкурента. Муссолини заявил, что отныне церковь подчинена государству и не должна действовать вопреки воле правительства. Ватикан отреагировал нервно. Уже в 1931 году папа выступил с осуждением фашистской клятвы на верность дуче, которую подданные итальянского короля Виктора Эммануила давали с шести лет. На некоторое время церковь вступила в «борьбу за умы» с Муссолини, но столкнувшись с твердостью дуче, папа Пий XI предпочел восстановить с ним добрые отношения. Но Муссолини уже принял решение. В конце концов он закрыл многочисленные католические молодежные клубы. Отныне опекать молодежь можно было только с фашистских позиций. Словом, роман Ватикана и Муссолини оказался скоротечным. Но в феврале 1929 года сотням тысяч итальянцев казалось, что сотрудничество государства и церкви в Италии будет долгим и взаимополезным.
Папа Пий XI считался сторонником Муссолини. Несколько раз он даже назвал диктатора «посланцем Провидения», «охраняемым Богом». Будущий диктатор еще в 1922 году приветствовал избрание кардинала Акилле Ратти на папский престол — став римским епископом и главой самой многочисленной деноминации христианства, Пий XI не забыл о тогдашней поддержке. Ему не раз приходилось идти против мнения большинства паствы, защищая Муссолини и его чернорубашечников.
Взгляните пожалуйста на аверс этой монеты. Чувствуйте ту неоднозначность и черезвычайную сложность того времени? А теперь всмотритесь внимательно в лицо понтифика: авторитарность, хитрость и непомерные властолюбивые амбиции, застывшие на его лице, лице загнанного в угол человека, отдавшего предпочтение сделке с дьяволом ради сохранения кое-какой недвижимости и 44 гектаров земли.