Позвольте вас спросить: доводилось ли вам читать хотя бы одну из работ Фомы Аквинского? Если нет, то я настоятельно советую вам заполнить этот пробел. Это был и великий мыслитель, и великий писатель, и великий поэт. Когда-то, много лет назад, я набрел на следующую цитату из его «Summa Theologica», написанную примерно в 1265 году: «Если бы всё зло было предотвращено, свет лишился бы многого добра. Лев перестал бы жить, если бы не было убивания животных; и не было бы терпения мучеников, если бы не было тирании преследования».
Меня совершенно поразила эта мысль, что без зла нет добра. К слову сказать, отголоски этих мыслей встречаются нам в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» в сцене встречи Воланда и Левия Матвея на террасе одного из старинных зданий Москвы, но впрочем я отвлекся. Без зла нет добра. Не просто нет в физическом смысле, но нет вообще, нет об этом представления, а коль скоро так, кто же мы? Ведь с тех самых пор, как существует человек, представление о добре и зле - чуть ли не суть нашего бытия. Вся религия и не только христианская, вся философия, все сказки основаны на этом представлении. Наше вековое стремление к самосовершенствованию - это разве не борьба между добром и злом?
А если нет добра, значит, нет и зла? То есть нет этого явления в нашей этике, в нашей морали? А что тогда есть?
Эти слова в какой-то степени перевернули мои представления о мире, о человеке. И подтолкнули меня в сторону поиска сведений о том, кем был этот, дотоле неизвестный мне, итальянец.
Вот ещё одна цитата из Фомы Аквинского, датируемая 6 декабря 1273 года, когда ему до смерти оставался год с небольшим: «Всё, что я написал, похоже на соломинку по сравнению с тем, что я видел и что открылось мне».
А написал он очень много. Собственно, его труды легли в основу католицизма. Не могу сказать, что я согласен со всеми его посылами и утверждениями, но я восхищаюсь его убежденностью, что особенно ценно в наши дни, и изяществом изложения его мыслей. Единственное не стоит путать убеждения и фанатизм.
Если вы не прочитаете из его писаний, то хотя бы ознакомитесь с его пятью доказательными существования Бога. Не для того, чтобы разрешить собственные сомнения, а чтобы насладиться красотой мысли.
Умер Фома Аквинский престранным образом, так как он ехал на осле в Лион на Собор, задачей которого было примирение католицизма и православия. По дороге Фоме на голову упала тяжелая ветка. Удар оказался смертельным, так как он скончался в монастыре, куда его доставили и безуспешно пытались вернуть к жизни.
Рака с мощами святого Фомы Аквинского покоится в соборе Якобитов в Тулузе.